Аналог первообразов
в Палестине Древней
РУССКАЯ ПАЛЕСТИНА
времен Патриарха Никона
«РУССКАЯ ПАЛЕСТИНА»
конец XVI – первая половина XVII
«Предуготованная Палестина»
созданная Божественным провидением
«РУССКАЯ ПАЛЕСТИНА»
РУССКАЯ ПАЛЕСТИНА
созданная Божественным провидением

  • САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Прообраз Лавры Саввы Освященного на Святой Земле - Кедрон


  • ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СЕЛО АЛЕКСДРОВО

Соответствует по месторасположению местечку Рама на Святой Земле и является его прообразом

Саввино-Сторожевский монастырь,
Прообраз Лавры Саввы Освященного
на Святой Земле (Кедрон)
Саввино-Сторожевский монастырь

Когда в XVII веке Патриарх Никон с Царем Алексеем Михайловичем открыли Русскую Палестину, то Саввино-Сторожевский монастырь существовал. Он находился в том же направлении от Ново-Иерусалимского монастыря, что и Лавра Саввы Освященного от Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского. Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны. Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период.

Лавра Саввы Освященного — КИДРОН
Православный греческий мужской монастырь, находится на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне, в долине Кедрон.

Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Лавра, считается самым труднодоступным монастырем Израиля, монастырем отшельников.

Монастырь Мар Саба (Лавра Саввы Освященного) является самым знаменитым, и несомненно, самым красивым из монастырей Израиля. Он оставался действующим на протяжении последних 1500 лет. Тот облик, который он имеет сейчас, он принял в 1840-х г. благодаря стараниям правительства России. Лавра преподобного Саввы лежит на юго-востоке от Иерусалима в 14 км в продолжении Кедронской долины, сворачивающей к Мертвому морю. Лавра не хранит никаких евангельских воспоминаний, но каждый паломник в Святую землю считает долгом ее посетить. На иврите и арабском "мар Саба" - означает очень уважительное обращение к пожилому человеку, то есть, Господин, Дедушка.


Лавра основана на месте пещеры, где поселился преподобный Савва,

и вокруг которой разрослась обитель.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
в с. Александрово – Прообраз города РАМА
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
в с. Александрово

В селе Александрове (рядом с селом Кострово) находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом пророка Самуила, географически более или менее точно воспроизводящая место рождения пророка Самуила неподалеку от Иерусалима древнего - местечко Раму.

Церковь на данный момент утрачена.

Рама
Рама древний город в Иудейских горах. Город Рама неоднократно упоминается в Библии, это было духовным центром Израиля. В Раме располагалась резиденция Пророка Самуила, а также там был помазан на царство первый царь израильтян Саул. Современный город, согласно местной традиции, основан в середине XVI века арабской христианской семьёй, переселившейся сюда из Заиорданья. В 1993 году в рамках «Соглашений в Осло» Рамалла была передана Палестинской автономии.
В 2005 году мэром Рамаллы стала политически нейтральная женщина-христианка.
ПРЕДУГОТОВАННАЯ
ПАЛЕСТИНА
конец XVI - первая половина XVII

  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ

Прообраз Храма Гроба Господня в Иерусалиме


  • ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА В СЕЛЕ РОЖДЕСТВЕНСКОМ-ПЕТРОВСКИМ

Прообраз города Вифлеем


  • ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯГОСПОДНЯ В СЕЛЕ БУРЖАРОВО

Прообраз Монастыря Преображения Господня на горе Фавор


  • ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СЕЛЕ АЛЕКСИНО

Прообраз Елеонского женского монастыря в Израиле


  • ХРАМ ИЛЬИ ПРОРОКА НА ИЛЬИНСКОМ ПОГОСТЕ

Прообраз Монастыря Илии Пророка в Иерусалиме


  • КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ДАРНА

Прообраз Крестного монастыря на Святой Земле

Воскресенский собор в Новом
Иерусалиме – Прообраз Храма Гроба
Господня в Иерусалиме
Воскресенский собор в Новом Иерусалиме

В селе Воскресенском (б. Сафатово), вотчине боярина Боборыкина, находилась построенная в 1636 году церковь Воскресения Христова с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. Патриарх Никон купил село у боярина Боборыкина и построил церковь на месте будущего Воскресенского монастыря, что свидетельствовало о начале воплощения грандиозного замысла, так как церковь Воскресения Христова – аналог Храма Гроба Господня в Палестине, должна была располагаться именно в центре будущей «иконы на местности», повторяющей основные святыни Палестины древней.

Патриарх Никон строил Новый Иерусалим 8 лет. Это прежде всего историко-топографическое подобие Святых мест, назначение которых - дать возможность русским богомольцам поклониться, если не самим Святым местам, то их «списку» (копии). Так можно было различить подобие страны, города и храма – Святой земли (Палестины), Святого Града (Иерусалима) и Святая Святых – Храма Гроба Господня.

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме

Храм Воскресения Христова в Иерусалиме, более известен как Храм Гроба Господня, находится на месте, где был распят, погребён, и затем воскрес Иисус Христос. На протяжении многих веков в храме Гроба Господня ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. Храм Гроба Господня — огромный архитектурный комплекс, который включает: Голгофу с местом Распятия, ротонду — сооружение с большим куполом, под которым расположена Кувуклия, Кафоликон (соборный Храм), являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены, несколько приделов, а также несколько действующих монастырей и множество вспомогательных помещений, галерей и т.д. Патриарх Никон никогда не был в Иерусалиме, не имел чертежей Храма Гроба Господня. Он при строительстве пользовался только небольшой кипарисовой моделью. То что удалось претворить грандиозный замысел строительства Нового Иерусалима по кипарисовой модели –это Промысел Божий.

Церковь Рождества Христова в селе Рождественском-Пeтровском – Прообраз
города Вифлеем
Церковь Рождества Христова в селе Рождественском

Церковь Рождества Христова с приделами Петра и Павла деревянная, построенная изстари, в селе Петровском, в начале XVII ст. «стояла пуста» и село Петровское, на суходоле, было пустошью, находившеюся по писцовым книгам (1623-1624) г. Московского уезда Сурожского стана, к вотчине «за Алексеем Микитиным Годуновым, что было прежде за Василием Головленковым, да за Федором Львовым». В 1646 г. село Петровское с деревнями находилось во владении жены Алексея Годунова вдовы Аксиньи. В это время в селе Петровском была церковь деревянная во имя Рождества Христова с приделами. Село Петровское-Рождествено с деревнями по Соборному уложению в 1668 г. утверждено за Воскресенским монастырем. В показаниях стряпчего Воскресенского монастыря Ивана Аристова говорится: «въ селъ Петровскому стоить церковь Рождества Христова съ приделами пуста и церковною землею, по продаже боярина князя Юрiя Петровича Буйносова-Ростовскаго съ 7166 (1658) г. владъютъ къ Воскресенскому монастырю, пашню пашутъ и сънокосятъ на монастырь». 30 июля 1696 года (после кончины Святейшего Патриарха Никона) по указу Патриарха велено братии Воскресенского монастыря по ее прошению селе «Рождественском на пустовой церковной Рождественской земли» построить вновь церковь во имя Рождества Христова деревянную. Святейший Патриарх Никон купил село понятно, что не случайно. Из истории села следует, что Патриарх, видимо, посвятил в свои планы братию монастыря, трогательно исполняющую и спустя много лет после кончины Патриарха его волю, что следует из челобитной братии монастыря о строительстве в селе новой церкви Рождества Христова. В древности село Петровское называлось «Соколово», так как поблизости находилась Соколовская пустынь, вотчина Воскресенского монастыря, место пустынножительства монахов.

Вифлеема
30 июля 1696 года (после кончины Святейшего Патриарха Никона) по указу Патриарха велено братии Воскресенского монастыря по ее прошению селе «Рождественском на пустовой церковной Рождественской земли» построить вновь церковь во имя Рождества Христова деревянную.
Святейший Патриарх Никон купил село понятно, что не случайно. Из истории села следует, что Патриарх, видимо, посвятил в свои планы братию монастыря, трогательно исполняющую и спустя много лет после кончины Патриарха его волю, что следует из челобитной братии монастыря о строительстве в селе новой церкви Рождества Христова. В древности село Петровское называлось «Соколово», так как поблизости находилась Соколовская пустынь, вотчина Воскресенского монастыря, место пустынножительства монахов. Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото, ладан и смирну. Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.
Храм Рождества Христова представляет собой непрерывно действующую церковь, расположенную в Вифлееме. Первый храм был построен в 330 году и неоднократно подвергался реконструкции. Построена обитель из камня, ее крыша покрыта деревом. Храм имеет пять нефов, они разделены колоннадой из десяти колонн, увенчанных капителями. Интерьер храма выглядит очень богато - для оформления стен и пола был использован мрамор. На стенах частично сохранились мозаики. Изначально пространство храма освещалось 22 окнами, однако, в настоящее время они заложены. Паломники приезжают сюда, чтобы увидеть чудотворную икону улыбающейся Божьей Матери - подарок царицы Елизаветы.
Церковь Преображения Господня в селе Бужарово – Прообраз Монастыря Преображения Господня на горе Фавор
Храм Преображения Господня в селе Бужарово
В десяти километрах к северу от Ново-Иерусалимского монастыря находится село Бужарово с церковью Преображения Господня. Это были древние, с 1512 года, владения Иосифо-Волоцкого монастыря. Первое упоминание деревянного храма в селе Бужарово относится к 1504 году. В 1512 году владелица села Ирина Товаркова-Пушкина передала Бужарово в Иосифо-Волоцкий монастырь. В 1731 году на средства прихожан была выстроена деревянная церковь с колокольней на каменном фундаменте. Каменный храм был заложен в 1856 году, строительство завершено в 1860-х годах. Храм был закрыт и разграблен в 1930-х годах. Сохранились лишь рамы иконостасов 60-х годов XIX века и роспись 2-й половины XIX века.
Храм имеет три престола: в честь Преображения Господня — главный, в честь Успения Пресвятой Богородицы и в честь святителя Николай Чудотворца. По своему местоположению он является аналогом Монастыря Преображения Господня на Горе Фавор.
Монастырь Преображения Господня на горе Фавор

Православный греческий женский монастырь Преображения Господня расположен в северо-восточной части вершины горы Фавор. В 1854 г. Иринарх, выходец из Молдавии, после бывшего ему видения поселился на горе Фавор. Он обнаружил остатки древней византийской базилики, построенной св. Еленой, и начал восстанавливать храм и монастырь Преображения Господня. Архимандрит Иринарх умер в 1859 г. в возрасте 96 лет и был похоронен на горе Фавор. Храм Преображения Господня был достроен на средства российских жертвователей и освящён 6 августа 1862 г. В греческом монастыре Преображения Господня хранится чудотворная икона Божией Матери Акафистная. На принадлежащей монастырю территории находится пещерный храм Мелхиседека. На самом деле Елеонская гора — это не отдельная вершина, а короткий горный кряж — цепочка из нескольких поросших деревьями пологих гор, облегающая Иерусалим с востока и ограждающая город от разрушительного соседства пустыни.

Церковь Вознесения Господня
в селе Алексино – Прообраз Елеонского женского монастыря в Израиле
Церковь Вознесения Господня в селе Алексино
Село Алексино было вотчиной Вознесенского монастыря в Москве, созданного супругой Димитрия Донского Святой Ефросинией Московской около 1390 г. Видимо, к этому времени относится и строительство храма Вознесения Господня в селе Алексино. Церковь Вознесения по направлению от Ново-Иерусалимского монастыря в Русской Палестине находится в том же направлении что и Елеонский монастырь от Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В 1627 г. была построена новая церковь, также деревянная. В 1696 г. игуменья Вознесенского монастыря Варсонофия Бутурлина с сестрами били челом патриарху о том, что Алексинская церковь обветшала, и они хотят построить новую церковь Вознесения, но не в Алексино, а в ближайшем сельце Еремееве (также владении монастыря). В 1699 г. деревянная церковь в с. Еремеево была построена. После упразднения монастырского подворья церковь стала приходской. Вокруг нее разрослась Еремеевская слобода. В 1810 г. из-за ветхости Вознесенскую церковь разобрали. Началу работу по строительству каменной церкви помешала наступление Наполеона. Ныне существующая каменная церковь Вознесения Господня построена на средства прихожан в 1815–1820 годах. Одними из крупных жертвователей Еремеевской церкви были владельцы суконной мануфактуры в Алексино. В числе дарителей известен придворный протодьякон Верещагин, подаривший в храм напрестольный крест в 1848г. В 1880-х годах надстроен верхний ярус колокольни и устроен над трапезной новый железобетонный свод взамен рухнувшего. Из сохранившихся фрагментов росписи на стенах храма видны – насыщение 5000 человек пятью хлебами, притча о милосердном самарянине, притча о блудном сыне, притча о мытаре и фарисее, Нерукотворный образ Спасителя, Новозаветная Троица, ангел, святитель Николай, преподобный Сергий, святитель Иона, явление Христа воскресшего Марии Магдалине, фрагменты орнаментов. Остальные росписи утрачены. Храм был закрыт в 1938 году после ареста настоятеля Ильи Вятлина, расстрелянного 5 апреля на Бутовском полигоне. Ныне преподобномученик Илья Вятлин канонизирован и причислен к лику святых. Память его совершается два раза в году: в день празднования новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля) и в день его мученической кончины 23 марта (5 апреля). Во время Великой Отечественной войны, но воспоминаниям местных жителей, Еремеево четыре раза переходило из рук в руки: из 250 домов уцелело 4. Храм же получил только три пробоины и чудесным образом остался невредим.
Спасо-Вознесенский (Елеонский) женский монастырь в Израиле

Спасо-Вознесенский женский монастырь расположен на вершине Елеонской горы. Он находится на участке, который в 1870 году был приобретен архимандритом Антонином (Капустиным). Монастырь, занимающий пять с половиной гектаров, состоит в ведении Русской Духовной миссии в Иерусалиме. В наши дни он является действующим православным монастырем, в котором более сорока насельниц со всех концов света. На участке, который был приобретен под строительство монастыря, были произведены раскопки, в процессе которых было обнаружено немало ценных находок - мозаичные полы церквей и погребения византийского периода. В 1873 году было начато возведение Вознесенского собора и колокольни (впоследствие она стала самым высоким церковным зданием в Иерусалиме - 64 метра). После смерти архимандрита в 1894 году здесь начала формироваться женская монашеская община, к 1914 году здесь было уже более ста насельниц. В 1924 году община получила статус монастыря. Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной реки Кедрон. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата — по находящейся здесь гробнице Иосафата, правителя Иудейского царства, который жил за несколько сотен лет до Рождества Христова. На прилегающих к Кедрону склонах горы расположено огромное кладбище, самым древним могилам которого около трех тысяч лет. Многие люди из разных концов земли приезжали в Иерусалим незадолго до своей смерти специально для того, чтобы быть похороненными здесь, на склоне Елеонской горы. Дело в том, что именно отсюда, из долины Иосафата, по предсказаниям пророков, начнется воскресение мертвых. Потому что именно здесь, на Елеонской горе в конце времен будет Второе Пришествие Иисуса Христа. Господь снова придет на землю там же, где простился со Своими учениками и вознесся на небо.

Храм Ильи Пророка на Ильинском погосте – Прообраз Монастыря Илии Пророка
в Иерусалиме
Ильинский погост на Городище
(Храм Ильи Пророка)

Ильинский погост, что на Городище, находился в 2 км к югу от платформы Истра и в 0,5 км севернее д. Котерево, на крутом правом берегу р. Истры. Здесь стоял храм во имя Святого пророка Илии, разрушенный в советское время. По аналогии он находился в том же направлении, что и монастырь Ильи Пророка в Иерусалиме. Место расположения храма Святого Илии Пророка на городище очень точно указал известный истринский историк И.Ф. Токмаков. «Против платформы Истра — на горе, в 3-х верстном расстоянии расположен погост св. Илии Пророка что на Городище, против южного фаса Воскресенского Ново — Иерусалимского монастыря, на правом берегу р. Истры» . В 1584 г. на погосте стояла деревянная церковь пророка Илии, построенная неизвестно когда, в ней «образы и свечи и на колокольнице колокола все было мирское строенье». В 1811 г. деревянная церковь сгорела. Новая, каменная церковь св. пророка Илии была построена в 1813 г. В 1859 г. главная часть храма была перестроена на средства П.Г. Цурикова, а в 1863 г. им же пристроена теплая трапезная с каменной колокольней и оградой с деревянными решетками. В трапезной были освящены приделы: левый в честь св. Николая и правый в честь преподобного Сергия Радонежского. По сведениям краеведа, Луизы Григорьевны Васильевой, церковь была взорвана в 1938 г. На этом месте в 1939 — 1941 гг. стали строить дом отдыха газеты «Правда». Храм Ильи Пророка на Ильинском погосте утрачен в 1938 году и больше не восстанавливался.

Монастырь Ильи Пророка в Иерусалиме

Греческий православный монастырь, основанный в VI в., находится на Хевронской дороге на полпути от Иерусалима к Вифлеему. По преданию, Илия прятался здесь от мести безбожной царицы Иезавели, финикийской жены слабохарактерного израильского царя Ахава (3Цар.18 –19). Считается, что здесь архангел Гавриил успокоил Иосифа Обручника, сказав: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф 1, 20). А некоторое время спустя именно здесь, волхвы снова увидели вифлеемскую звезду, которую потеряли из виду, когда пришли в Иерусалим. Монастырь был построен в 6 в., разрушен позже землетрясением, восстановлен крестоносцами в 1160 г. на деньги византийского императора Мануэля I Комнина и отремонтирован уже в наше время.

Крестовоздвиженская церковь в селе Дарна Прообраз Крестного монастыря
на Святой земле
Крестовоздвиженская церковь в селе Дарна
Со второй половины XVII века село является вотчиной Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Интерес самого Святейшего Патриарха Никона и затем его учеников к селу объясняется тем, что По своему географическому положению село примерно повторяет месторасположение Крестного монастыря в Святой земле. Село Дарна имеет многовековую историю. Известно, что еще в XV в. оно принадлежало роду Пушкиных, позже ее владельцами были бояре Полевы, Шаховские, Стрешневы, Чаадаевы. В 1658 г. Дарну купил Патриарх Московский и Всея Руси Никон, приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Церковь просуществовала около ста лет. Практически в это же время началась подготовка к возведению нового каменного храма. И началась она основательно: с устройства своего церковного кирпичного завода. Одновременно шел сбор средств, завозился камень, известь, материал для лесов и подмостьев. Большое содействие оказала землевладелица Анна Сергеевна Цурикова. Руководил этой подготовкой священник Лазарь Гниловский. В 1895 г. был построен большой трехпрестольный храм (пределы Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца, Вознесения Господня) во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Проект церкви безвозмездно был выполнен архитектором С.В. Шервудом. Сложный силуэт церкви составляют восемь приземистых шатров: центральная глава, четыре боковых, колокольня и два маленьких шатра над крылечками-папертями. До 1917 года в архитектурный ансамбль входили: Крестовоздвиженская церковь (1895 г.), церковно-приходская школа (1890 г.), церковь Петра и Павла (деревянная 1893 г.), церковная ограда с воротами и калитками (1912 г.), дома церковнослужителей (конец XIX в.) церковный кирпичный завод (конец XIX в.). После революции здание храма было разграблено, церковное помещение использовали в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений. Церковь стояла закрытой 54 года (1937—1991 годы), действует в общей сложности 66 лет (1900— 1937 годы и с 1991 года). Вот в таком плачевном состоянии в 1991 г. храм был передан Церкви. Стены были испещрены грубыми надписями, на церкви росли березы. Кое-где угадывались остатки фресок. Настоятелем храма стал только что рукоположенный священник Константин Волков. И менее чем за 10 нелегких лет из руин он превратился в великолепное церковное сооружение.
Крестный монастырь в Святой земле

Монасты́рь Свято́го Креста́ — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, расположенный в Иерусалиме. Один из знаменитейших монастырей в Святой земле. Его называют обителью грузинской славы или обителью во имя Святого Креста. В его стенах некогда жил грузинский поэт Шота Руставели. Точное время основания монастыря неизвестно. Согласно старинному преданию на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня. Никто не знает точно, когда и кем был построен монастырь. Предания рассказывают и о том, что храм над местом произрастания триединого Древа Креста и монастырь были построены самой Святой Еленой, предпринявшей в 80-летнем возрасте поездку в Иерусалим, то что монастырь был построен и подарены святым императором Константином Великим грузинскому царю Мириану, обращенному в христианство равноапостольной Ниной; есть рассказы и про императора Юстиниана. Самая большая святыня монастыря Святого Креста в Иерусалиме находится в крипте, вплотную примыкающей к алтарной части церкви. В полу крипты находится круглое отверстие, отмечающее то место, где росло когда-то священное дерево. Над этим отверстием установлен небольшой престол, а стены этой крипты сплошь в иконах, иллюстрирующих историю Святого Креста Достоянием монастыря являются настенные изображения. Монастырь расписывался неоднократно. Древнейшие фрески, сохранившиеся до наших времен, относят к концу XII — началу XIII веков. Здесь же находится фреска с изображением грузинского поэта Шота Руставели, украшающая обитель во имя Святого Креста с рубежа XII—XIII веков.

РУССКАЯ
ПАЛЕСТИНА
времен Патриарха Никона

  • МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА ГОРЕ СИОН

Прообраз Храм Воскресения Христова в Иерусалиме


  • ХОЛМ СИОН В РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЕ

Прообраз Горы Сион в Иерусалиме


  • БОГОЯВЛЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ ПАТРИАРХА НИКОНА

Прообраз Иудейской пустыни в Израиле


  • ХРАМ ЖЕН - МИРОНОСИЦ В РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЕ

Прообраз Монастыря Марфы и Марии (Вифания)


  • ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ В РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЕ

Прообраз Вознесенского Монастыря и Иерусалиме


  • ХОЛИ ФАВОР В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ

Прообраз Гора Фавор в Иерусалиме


  • ГАЛЛИЯ В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ

Прообраз Галлия в Иерусалиме


  • КАПЕРНАУМ В РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЕ

Прообраз Капернаум в Иерусалиме


  • ЦЕРКОВЬ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В СЕЛО ТРОИЦКОМ

Прообраз Хеврона Дальнейший храм Живоначальной Троицы


  • ХРАМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В СЕЛО РОЖДЕСТВЕНО

Прообраз Назарета в Иерусалиме


  • ХРАМ БОРИСА И ГЛЕБА В СЕЛЕ КУРТНИКОВО

Прообраз Каны Галилейской


  • ХРАМ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ДЕРЕВНЕ ЛАМИШИНО

Прообраз Магдалы


  • ИОСАФАТОВА ДОЛИНА В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ И ИЕРУСАЛИМЕ

  • ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СЕЛО ПОКРОВСКОЕ-РУБЦОВО

Прообраз Иудиной страны Горненский монастырь


  • ХРАМ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА В РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЕ

Прообраз Храма Георгия Хозевита на Святой Земле


  • СИЛОАМСКАЯ КУПЕЛЬ В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ

Прообраз Силоамская купель и Иерусалиме


  • "КЛАДЕЗЬ САМАРЯНКИ" В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ
Прообраз "Кладезь Самарянки" в Иерусалиме
Мужской монастырь Воскресения Христова на горе Сион – Прообраз Храм Воскресения Христова в Иерусалиме
Мужской монастырь Воскресения Христова
на горе Сион
В середине XVII века, когда происходило становление Нового Иерусалима, доминантой общественно-политической мысли была уже не идея Москвы-Третьего Рима, а более высокая и духовная – сохранение Вселенского Православия и освобождение от иноверческого пленения других православных народов. Духовное осмысление хода истории Руси явилось истоком прозрений Патриарха Никона. Для него устроение Нового Иерусалима – это устроение центра Вселенского Православия, воплощение Града Божия на прообраз созидания нового мира, напитанного благодатью Святого Духа и горевшего о Славе Божией.
Вот почему, будучи «живоподобным» образом Святой Земли, Новый Иерусалим с самого зарождения почитался как Русская Палестина, святыни которой привлекали множество паломников и вызывали у них те же чувства, которые естественно возникают в Старом Городе, Древнем Иерусалиме. Смысловой и композиционный центр Русской Палестины – Воскресенский монастырь с его главным собором, повторяющим храм Гроба Господня в Иерусалиме. Собор включает в себя все основные святыни первообраза: Святую Голгофу, Камень повития, Живоносный Гроб Господень, место обретения Животворящего Креста Господня. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор (1656—1685), построенный по образу и подобию Храма Гроба Господня; к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь, подземная церковь Константина и Елены
Храм Воскресения Христова в Иерусалиме

Храм Воскресения Христова , более известный как Храм Гроба Господня, находится на месте, где был распят, погребён, и затем воскрес Иисус Христос. На протяжении многих веков в храме Гроба Господня ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. Храм Гроба Господня — огромный архитектурный комплекс, который включает Голгофу с местом Распятия, ротонду — сооружение с большим куполом, под которым расположена Кувуклия, Кафоликон (соборный Храм), являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены, несколько приделов, а также несколько действующих монастырей и множество вспомогательных помещений, галерей и т.д.

Холм Сион в Русской Палестине – Прообраз
Горы Сион в Иерусалиме
Холм Сион
Холм, вошедший в уже имеющуюся топографию, ландшафтной иконы Святой земли и названный Патриархом Никоном Сион. На холме, прозванном Сион, был заложен мужской монастырь. К востоку от монастыря располагался Елеонский холм, на севере — холм Фавор, река Истра была переименована в Иордан. С западного склона Елеонской горы и с Сионского холма открывался в Новом Иерусалиме вид на северные окрестности обители, соответствующие палестинской Галилее, где в Назарете прошли детство и отрочество Спасителя, откуда Он приходил креститься у святого Иоанна Крестителя. Позже Христос избрал для жительства другое поселение Галилеи - Капернаум, расположенный на Генисаретском озере. По преданию, чудо Преображения Господня совершилось также в Галилее, на горе Фавор. Вблизи Назарета и Фавора находится город Кана, где Иисус Христос совершил Свое первое чудо, превратив воду вино на свадебном пиру
Гора Сион

В Библии Сион называется просто Сионом, «городом Давидовым», «горою святою», «жилищем и домом Божиим», «царственным городом Божиим» и в переносном смысле обозначает Иерусалим, колено Иудино и царство Иудейское, всю Иудею и весь народ иудейский. Пророки именем Сион часто называют царство Божие во всей его полноте, на земле и на небе, до окончательного совершения всего в вечности. Наконец, в прообразовательном смысле Сион представляется как место жительства Божия на небесах, как место высочайшего откровения славы Его.

Богоявленская пустынь Патриарха Никона – Прообраз Иудейской пустыни в Израиле
Богоявленская пустынь Патриарха Никона на реке Иордан (Истра)

В Богоявленской пустыне на реке Иордан (Истра) находится скит Патриарха Никона, где он молился и постился в уединении. Богоявленская пустынь соответствует по своему местоположению Иудейской пустыне в Израиле. В Богоявленской пустыне проходили крещения в реке Истра (Иордан), как и в самом Иордане.

Иудейская пустынь в Израиле

Согласно религиозным источникам, на северно-западной границе иудейской пустыни, в устье реки Иордан, крестил людей Иоанн Предтеча. В этих местах провел 40 дней в посте и молитве Иисус Христос. Прошло много веков, и в пустынной местности образовались скиты и монастыри.

Храм Жен - Мироносиц в Русской Палестине – Прообраз Монастыря Марфы и Марии (Вифания)

Храм Жен Мироносиц, «нарицаемый»
Вифания в Русской Палестине
Вифания находится к востоку от Иерусалима, на южном склоне горы Елеон.
В нашем Новом Иерусалиме холм к востоку от Сиона тоже был назван Елеоном. Место для Мироносицкого храма было выбрано не случайно. Всем известно, что по замыслу Патриарха Никона, место закладки будущего храма, по своему расположению относительно Нового Иерусалима, действительно соответствует селению святых сестер Марфы и Марии, называемое Вифанией. Господь часто гостил там, в доме праведного Лазаря. Накануне крестных страданий Спасителя, Мария омыла ему ноги драгоценным миром, удостоившись стать мироносицей еще прежде погребения Господня. Слова Его, сказанные там: «Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» - промыслительны во всех отношениях. Стремление построить храм в честь святых Жен-Мироносиц именно здесь, и есть та благая часть, о которой говорил Спаситель. Во времена богоборческой власти Истра, именно в границах города, лишилась в своей Православной Святыни – Вознесенского Собора, и на сегодняшний день это, наверное, единственный в Московской области районный центр, в котором нет полноценного приходского храма. Храм был заложен 17 апреля 2005 года. На данный момент ведется строительство храма.
Монастырь Марфы и Марии (греческий) в Вифании
Вифания в пригороде Иерусалима является важнейшим объектом древней христианской истории, неотъемлемой частью времени прихода Иисуса Христа на Израильскую землю. Связь имени Христа с самим городом Вифания не ограничивается лишь библейской историей оживления Лазаря. Именно из этого города Иисус готовился въехать в Иерусалим, именно здесь перед казнью Мария возлила на голову Его миру, и обтерла ноги Его своими волосами. Примерно за километр от места воскрешения св.Лазаря находится греческий православный женский монастырь. "Встречи" на месте, где по преданию Марфа встретила идущего Спасителя.

Храмовой святыней является камень из крепкой кремниевой породы на котором сидел Спаситель во время разговора с Марфой и Марией.

Храм Вознесения в Русской Палестине – Прообраз Вознесенского монастыря
в Иерусалиме
Храм Вознесения Господня в с. Вознесенском
В соответствии с первообразом в Новом Иерусалиме к югу от Елеонского Креста, в деревне Котельниково была построена церковь в честь Вознесения Господня, и Котельниково стало именоваться селом Вознесенским. Ныне это центральная часть города Истры. Храм был закрыт после революции. Три служительницы Вознесенского собора: Милица Кувшинова, Екатерина Черкасова и Евдокия Кузьминова, – были расстреляны на Бутовском полигоне. Ныне они прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских. В период боев за освобождение Истры в декабре 1941 года храм сильно пострадал от обстрелов, от него мало что осталось. После войны останки собора были разобраны до основания, а на месте храма построен завод "Углемаш".

17 апреля 2005 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием была совершена закладка храма-часовни Вознесения Господня. Площадка была выбрана в непосредственной близости от места церкви, построенной Патриархом Никоном. С избранной площадки, равно как и с территории будущего храма-часовни открывается чудесный вид на излучину Истры–Иордана и панораму Воскресенского монастыря

Сейчас там деревянный временный храм.

Собор Вознесения Господня Русского Вознесенского монастыря в Иерусалиме
Елеонскую гору называют еще Масличной или Оливковой.
•Ее место в христианской традиции огромно. Монастырь Вознесения Господня на Масличной горе обязан своим существованием архимандриту Антонину (Капустину), который купил землю на вершине Елеонской горы, и инициировал раскопки. Результат их превзошел все ожидания: здесь были обнаружены остатки древней армянской церкви ранневизантийского периода с многочисленными мозаиками, погребальные пещеры, сосуды и даже бюст царя Ирода I Великого, который теперь хранится в Эрмитаже.

Но главной находкой стал камень, на котором стояла Богородица во время Вознесения Иисуса, на месте этой находки и была воздвигнута церковь, разбит сад, построены помещения для паломников. Проект церкви принадлежит отцу Антонину. Главная святыня храма, священный камень Богородицы, была помещена у входа. Росписи стен монастыря были сделаны самими монахинями. Иконостас был привезен сюда из Афона, а иконы - из России. Икона Божией Матери «Елеонская Скоропослушница» почитается как чудотворная. Слева от алтаря в пол вмонтированы фрагменты белого мрамора с проступившими на нём красными пятнами. Это остатки древнего пола сохранились со времён нашествия персов в 614 году и напоминают об убитых тогда монахинях. Часовня святого Иоанна Крестителя, стоит на том месте, где при раскопках была найдена его отсеченная голова. Здесь сохранился древний мозаичный пол с изображениями различных птиц и животных. Колокольня Иоанна Крестителя за свою красоту и стройность была названа «Русской свечой». Колокол для нее был отлит в России и привезен на Масличную гору в 1885 году. Площадь монастыря имеет 54 гектара и окружен стеной протяженностью 1,5 километра. Сегодня на Елеонской горе живут 46 монахини. Сестричество многонационально - среди сестер есть русские, арабки, румынки, эстонки, австралийки и немки.


Холм Фавор в Новом Иерусалиме – Прообраз Гора Фавор в Иерусалиме

Холм Фавор в Новом Иерусалиме
Холм Фавор символизирует Преображение Господне. С западного склона Елеонской горы и с Сионского холма открывался в Новом Иерусалиме вид на северные окрестности обители, соответствующие палестинской Галилее, где в Назарете прошли детство и отрочество Спасителя, откуда Он приходил креститься у святого Иоанна Крестителя. Позже Христос избрал для жительства другое поселение Галилеи — Капернаум, расположенный на Генисаретском озере. По преданию, чудо Преображения Господня совершилось также в Галилее, на горе Фавор. Вблизи Назарета и Фавора находится город Кана, где Иисус Христос совершил Свое первое чудо, превратив воду вино на свадебном пиру. Для воссоздания объекта Русской Палестины предполагается строительство Часовни Преображения Господня на горе Фавор («три кущи», новое строительство), аналогичной часовне в Израиле. Обустройство Преображенского парка.
Гора Фавор на Святой Земле
Фавор – гора преображения Господня. Прославленная преображением Господа, гора Фавор, по своему местоположению и великолепию, есть одна из самых примечательных гор не только в Палестине, но и на всем земном шаре. Равноапостольная имп. Елена украсила Фавор памятником, соорудила на вершине его храм о трех престолах во имя свидетелей преображения Господня, св. ап. Петра, Иакова и Иоанна, или по другим - Иисуса, Моисея и Илии. В VIII веке существовал здесь монастырь, но до наших дней из всей святыни Фаворской благоговение Христиан хранит остатки храма, воздвигнутого св. Еленою.
Галилея в Новом Иерусалиме – Прообраз
Галилея в Иерусалиме
Галилея в Новом Иерусалиме

Галилея в Новом Иерусалиме представляет собой живописную долину, по которой течет узкая и быстрая река Истра, действительно очень похожая на Иордан. К северо-западу от Воскресенского монастыря еще не утратил своих очертаний поросшие лесом холмы, названные Фавором и Ермоном. К востоку от него находится село Микулино (Никулино), где находилась древняя деревянная церковь Пресвятой Богородицы. В 1657 году патриарх Никон приобретает это село. В соответствие с замыслами патриарха Никона все ближайшие окрестности монастыря получили палестинские названия: село Микулино носило название Преображенского и новое освящение церкви, по всей вероятности, было осуществлено патриархом Никоном. Впоследствии здесь был сооружен каменный храм Преображения Господня с приделом святителя Николая Чудотворца,

Галилея в Иерусалиме

Галилея — северная область Палестины, особенно известная из Евангелия. В Нижней Галилее Господь провел почти всю Свою земную жизнь. Здесь он жил с детства с Матерью Пресвятой Девой Марией и названым отцом праведным Иосифом до выхода на служение. Значительная часть Евангельских событий связана с Нижней Галилеей. Здесь Он избрал апостолов, много проповедовал и совершил множество чудес. Здесь Им было рассказано большинство притч, и образы многих из них были взяты из окружающей природы, где случалось проходить Господу со Своими учениками. Например, в притче о Сеятеле говорится о разных почвах — именно на плоскогорье Нижней Галилеи почва отличалась разнообразием: рядом была и каменистая почва базальтовых гор и очень плодородная почва долин. Из Галилеи Господь предпринимал Свои путешествия в Иерусалим на праздники. Здесь в Нагорной проповеди на берегу Галилейского моря Он дал Заповеди Блаженства. Здесь, в Назарете, объявил себя Мессией. Здесь, в Капернауме, назвал себя Хлебом Жизни. Здесь, на горе Фавор, преобразился перед учениками. Здесь, на берегу Галилейского моря, являлся апостолам после Воскресения.


Капернаум в Русской Палестине – Прообраз Капернаум в Иерусалиме

Деревня Капернаум
Русская Палестина включала в себя и Капернаум. Так именовалась "деревня Зиновьева на ручью". Территориально она, вероятно, была близка к Преображенскому-Микулино. К сожалению, сведений о том, каким мыслилось будущее Ново-Иерусалимского Капернаума Патриарху Никону, не сохранилось. Но тот факт, что деревня была расположена "на ручью", говорит о бережном сохранении им условий прототипа. Не исключена возможность устроения здесь в дальнейшем "Генисаретского озера".
Город Капернаум
Капернаум — древний город, располагавшийся на северо-западном побережье Тивериадского моря (сейчас— озеро Кинерет), в Галилее, в Израиле. Сейчас здесь археологический памятник и два монастыря, православный и католический. Иисус Христос совершил в этом городе много чудес. В Капернауме, согласно Евангелиям, проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа. Тогда город представлял собой рыбачий поселок и таможню на пути из Кесарии в Дамаск.
В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов— Петра, Андрея, братьев Зеведеевых Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея. Во II веке в Капернауме образовалась община евреев, перешедших в христианство.
В следующем столетии в городе была построена церковь, и он стал оплотом христианства в районе.
Церковь Живоначальной Троицы
в с. Троицком – Прообраз Хеврона
Древнейший храм Живоначальной Троицы

Церковь Живоначальной Троицы
в с. Троицком ( с 1675 года) Хеврон
Поселок Троицкий с двумя действующими храмами (деревянным и каменным) во имя Пресвятой Троицы. Бывший погост. Находится в 8 км юго-восточнее г. Истры, в 1,5 км от левого берега р. Истры, у железнодорожной платформы Троицкая. Преподобный Сергий Радонежский на этом месте встретился с преподобным Саввой Сторожевским. Забил по их молитвам на том месте родник, а через какое-то время вырос и храм во имя святого Сергия Радонежского (по другим данным - Живоначальной Троицы). Скорее, древний храм был Троицким, так как не стали бы строить в 1675 году на месте древнего храм с другим освящением.
ХЕВРОН - Древний храм Живоначальной Троицы
В Палестине есть Хеврон, а в нем - первообраз нашего Троицкого храма.
Это — подворье Русской Духовной миссии, храм строго называется «Святых Праотец Авраама и Сарры у дуба Мамврийского». Как известно, под дубом, которому уже тогда было более тысячи лет, Аврааму явились три ангела (Ветхозаветная Троица). Поэтому наш русский храм в Хевроне называют Троицким

Храм Рождества Христова в селе Рождественно – Прообраз Назарета
в Иерусалиме

Храм Рождества Христова в с. Рождественно
(Назарет)
Городу Назарету, если принять, что подобием Галилейского озера является Истринское водохранилище, построенное в 30-х годах XX века, может соответствовать храм Рождества Христова в д. Рождественно. Первое упоминание о селе Рождествено относится к середине XVI века; это было крупное село, входившее в вотчину бояр Белеутовых. Первое упоминание о храме этого села относится к 1527 году, когда Федор Рябчиков, потомок рода Белеутовых, дал церковному причту церкви села Рождествено деревню Варварино на реке Нудоли, с условием пожизненного пользования этой землей. Первое описание храма в Рождествено относится к 1592–1593 гг. Храм в эти годы был освящен во имя Николая Чудотворца, и выделялся тем, что построен был «на каменное дело». В храме был иконостас с местными образами Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, а также поясной Деисус, о котором отмечено кратко: «ветх».
Назарет
В Назарете на Ближнем Востоке находится грот Благовещения.
Над которым построены крупнейший на Ближнем Востоке католический храм Благовещения и православная церковь Архангела Гавриила и Святого источника над источником Девы Марии. В окрестностях Назарета расположены древний иудейский город Циппори, родительский дом Девы Марии, остатки крепости крестоносцев и другие археологические достопримечательности. К западу от города - гора Фавор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар, Кана - восточнее Назарета, где Христос сотворил свое первое чудо, превратив воду в вино на свадьбе.
Храм Бориса и Глеба в селе Куртниково – Прообраз Каны Галилейской
Храм князей - страстотерпцев Бориса и Глеба
(с. Куртниково)
Городу Кане Галилейской ориентировочно соответствует в Русской Палестине окрестности храма святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Древнейшее упоминание о Борисо-Глебской церкви с. Куртникова относится к 1564 г. Село Куртниково (в рукописях древнего времени можно встретить название Курятниково, Куретниково, а позже Куритниково) расположено у Истринского водохранилища, близ залива, образованного рекой Черной, притоком реки Истры. В начале XIX века деревянная церковь с. Куртниково, построенная в 1593 г., стала жертвой пожара.

В 1809 г. началось строительство новой, каменной церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Кана Галилейская
Кана Галилейская — известное из Библии поселение в Галилее. В Кане Галилейской Иисус совершил своё первое чудо: претворение воды в вино.

Чудо — одно из проявлений Божественной силы, побуждающее человека пересмотреть свои жизненные приоритеты, переосмыслить свои поступки и обратиться к Спасителю и довериться Ему. Для того чтобы укрепить зарождающуюся веру учеников, Господь совершает на их глазах то, что сотворить своей силой не может ни один человек. Сейчас в Кане Галилейской две примечательные церкви Первого Чуда и Венчания, посвященные первому новозаветному чуду.


Храм иконы Казанской Божией Матери
в деревне Ламишино – Прообраз Магдалы

Храм Казанской иконы Божией Матери в д. Ламишина (Магдала)
Если наложить карту древней Палестины на карту Истринского района, то можно найти и другие соответствия палестинским святыням. В частности, Магдала ориентировочно расположена в д. Ламишино, где находится храм Казанской иконы Божией Матери. Этот храм хорошо сегодня отреставрирован, но, к сожалению, в нем нет престола святой Марии Магдалины, который там был раньше. В 1995 г. была создана здесь православная община, а спустя два года назначен настоятель. 3 мая 1998 г., в праздник святых Жен-Мироносиц в храме состоялась первая Божественная литургия. В церкви находится чудом сохранившаяся старая икона свт. Николая Чудотворца.
Магдала
Магдала (Migdal) – это древний галилейский город на западном берегу Тивериадского озера, который, согласно библейским преданиям, является родиной Марии Магдалины. По стечению обстоятельств и по милости Божией, Мария Магдолина повстречалась с Господом Иисусом Христом. Господь умилосердился над Марией Магдалиной и изгнал из неё семь бесов, и этим дал ей телесное и душевное исцеление. С тех пор благодарная Мария, оставив всё, сделалась ученицей Христовой, служа Ему вместе с другими благочестивыми женщинами. Она следовала за ним всюду, когда при взятии Спасителя на суд к Пилату поколебалась вера учеников и все бежали, она не оставила Господа, но стояла у Креста вместе с Его Пречистой Матерью и возлюбленным учеником апостолом Иоанном.
Она сопровождала тело Спасителя при перенесении его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского и там умастила его драгоценным миром и ароматами. За это она получила наименование мироносицы
Она первая удостоилась увидеть воскресшего Христа. После вознесения Господня Мария вместе удостоилась благодати Святого Духа в день Пятидесятницы. Она, как свидетельница жизни и чудес Спасителя, обошла многие страны с христианской проповедью. Проповедуя в Риме, придя во дворец к императору Тиверию, она рассказала ему о Господе Иисусе Христе, Его учении и воскресении из мертвых. Император усомнился в чуде воскресения и попросил доказательств у Марии. Тогда она взяла лежавшее на столе варёное яйцо, и, подавая императору, сказала: «Христос воскрес!». При этих словах белое яйцо стало в руках императора ярко красным. При археологических раскопках, проводившихся на месте Магдалы, были найдены развалины древней синагоги периода Христа, центральная площадь местечка (агора) и монастырь с церковью шестого века.
Иосафатова долина в Новом Иерусалиме
и Иерусалиме
Иосафатова долина в Русской Палестине

К северу от монастыря пойма реки Истры-Иордана называлась Иосафатовой долиной. Маршрут Мессии в Иерусалиме известен по библейским текстам. Помазанник, поставленный Всевышним на вечные времена, должен будет спуститься на белом ослике с Масличной горы. Затем он на ослике проедет через Кедронскую долину (долину Иосафата) в Иерусалим, въедет через Золотые ворота, они же Ворота Милосердия, на Храмовую гору, и там провозгласит создание царства Божия на Земле.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы в
с. Покровское-Рубцово – Прообраз Иудиной страны Горненский монастырь

«Иудина страна» Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Покровское - Рубцово

Изо всех мест истринской Русской Палестины самое загадочное место

– это «Иудина страна». Истринский храм Покрова Пресвятой Богородицы территориально действительно расположен так же, как и Эйн Карем в Земле Обетованной.

«Иудина страна» Эйн Карем в Земле Обетованной
Горненский монастырь
Название происходит от колен израилевых. При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28). В Земле Обетованной каждое колено получило свой удел. После смерти в 928 г. до н.э.царя Соломона единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен). Иудина страна — это удел колена Иуды. Сейчас на этом месте расположен русский женский Горненский монастырь. Сюда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария, поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи о будущем рождении от Нее Спасителя (Лк. 1: 39-45).

В центре селения Эйн Карем Пресвятая Богородица брала воду из источника.

Храм Георгия Победоносца
в Русской Палестине – Прообраз Храма Георгия Хозевита на Святой земле
Храм Георгия Победоносца (г.Дедовск)

Примерно на таком же расстоянии от Ново-Иерусалимского Монастыря находится Храм Георгия Победоносца в г. Дедовск, как Храм Георгия Хозевита от Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Белокаменный храм г. Дедовска построен в русском стиле с шатровой колокольней и пятью синими маковками, украшенными золотыми звездами. В церкви действуют два предела – верхний - во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия и нижний – во имя с царственного страстотерпца цесаревича Алексия и царственных мучеников.

Монастырь Георгия Хозевита
Монастырь преподобного Георгия Хозевита в Иудейской пустыни к западу от Иерихона основан в 5 веке монахом-египтянином Иоанном. До него в здешних пещерах подвизались 5 сирийских отшельников. Затем приемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь.
Место для обители выбрано было неслучайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илии в период трёхлетней засухи в Израиле . Пещера пророка, куда вороны приносили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь его имени. Здесь же, по преданию, святой Иоаким получил от Ангела известие, что его жена, праведная Анна родит долгожданную дочь, Пречистую Деву Марию.
В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе у Бога дитя, соборный храм обители посвящён празднику Рождества Богородицы.

Силоамская купель в Новом Иерусалиме – Прообраз Силоамская купель в Иерусалиме

Силоамская Купель

Если выйти из обители не через главный вход, а с противоположной стороны, через западные ворота Елизаветинской башни, можно оказаться в Гефсиманском саду. Там у монастырской стены находится источник – «Силоамская купель». Ее название происходит от Силоамской купели у горы Сион в Иерусалиме. В Евангелии от Иоанна (гл. 9, ст. 7) рассказывается о купальне Силоамской в Иерусалиме, вода которой обладала чудесным свойством исцелять больных. В Русской Палестине Купель построена крестьянином из Владимирской губернии Никитой Алексеевым в 1845 году. Силоамская часовня в 1930-х годах была разрушена. Однако источник уничтожить не удалось, хотя вплоть до 1990-х годов по приказу местных властей к роднику время от времени подъезжал груженный доверху самосвал и высыпал в воду землю или песок. Новое освящение Силоамской купели было совершено на Богоявление 1994 года, в тот год, когда была возобновлена деятельность монастыря в качестве действующей обители. Однако часовня не восстановлена до наших дней.

«Силоамская купель» в Иерусалиме
В старом городе Иерусалима найдена Силоамская купель, упоминаемая в Евангелии от Иоанна. В Великом каноне святого Андрея Критского с целительными водами Силоама сравниваются слезы покаяния, отверзающие зеницы сердца: «Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света Превечная».
«Кладезь Самарянки» в Новом Иерусалиме – Прообраз «Кладезь Самарянки» в Иерусалиме
Источник «Кладезь Самарянки»
в Новом Иерусалиме

На северном склоне монастырского холма находится третий источник – Кладезь Самарянки. Этот источник напоминает о беседе Христа и Самарянки, которой Господь сказал: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Часовня существовала и над этим источником, но ее постигла та же участь разрушения в годы советской власти.

Источник «Кладезь Самарянки» в Иерусалиме

В православной традиции женщина, которую Иисус встретил у колодца, носила имя Фотина (Светлана). Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней пострадали её сыновья Иосия и Виктор, а также сёстры Анастасия, Параскева, Кириакия, Фото и Фотида. Одним из эпизодов её мучений было, что с неё содрали кожу и бросили в колодец.[ Её память совершается 20 марта (2 апреля).

•Как и любую древнюю церковь, строение над колодцем периодически разрушали. В данном случае, трижды. Первая церковь была построена еще в византийские времена, а затем разрушена. Вторая была возведена крестоносцами и тоже разрушена, а вот третьей повезло больше всего.
В 1914 году началась реконструкция Беер-Яакова, на которую огромные суммы перечисляло Императорское Православное Палестинское Общество, а прорабом выступала русская православная церковь. Однако строительные работы так и не были закончены, и завершились намного позже, при попечительстве Ясира Арафата. Около церковного алтаря - лестница, уходящая вниз. Там в крипте находятся остатки византийской постройки и сам колодец. Его глубина около 40 метров вниз.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня Ново-Иерусалимский монастырь почти полностью восстановлен.
Пришло время восстановить Святыни нашей Русской Палестины, которые
по промыслу Божию оказались точной копией Святой Земли.
Подпишитесь на рассылку
фонда Русская Палестина
Благотворительный фонд
«Русская Палестина»

© 2018-2022
  • О Фонде
  • Проекты
  • Как помочь
Made on
Tilda